Arvo Pärt, Tabula Rasa

Лет десять назад друг подарил мне диск со своими записями Пярта, и я — слава пиратам — впервые услышал это чудо. Да, до того я слышал записи Пярта от Kronos Quartet, но Kronos Quartet — это прежде всего Kronos Quartet (наверное, не самый лучший вариант знакомства с Пяртом).

На том диске были mp3-файлы без атрибуции.

Потом у меня появилось много Пярта вполне легального, потом у меня завелась его целая коллекция — и хотя я меломан и, следовательно, непостоянен, наверное, не преувеличивая могу сказать (в том смысле, что скажу и сам в это поверю), что Арво Пярт — мой любимый современный композитор.

На том диске была совершенно божественная запись Tabula Rasa. Две части в одном файле. Определенно старая, потому что потом Пярт изменил начало. Но поскольку не было атрибуции, я этот файл стер. И очень потом жалел.

Ларчик открывался просто — достаточно было прочесть статью в Википедии. Это была очень известная запись, но поскольку Пярт изменил начало, переиздавались другие.

Да, это была пиратская копия. Да, с рутрекера. Да, я эту запись сразу узнал. Да, я стал смотреть исполнителей из спортивного интереса — я думал, что там какие-нибудь великие эстонские музыканты. И…

Альфред Шнитке был моим любимым композитором в юности.

Эту музыку я часто слушал, когда пришла большая беда. Наверное, это высшая проверка для искусства — если его можно не только вынести, но оно еще и что-то, в этот момент, способно нам сказать, то это почти Бах и Евангелие.

Пярт в этом плане уникален. Рядом с ним, сегодня, поставить некого.

И это замечательный пример того, что большое современное искусство может быть религиозным. И даже, возможно, должно быть.

Your reply...

